Пьеса
«Клуб»
В двух действиях
Действующие лица:
Додик Огурцов, водитель, начинающий компьютерщик.
Василий Долтранов, водитель, борец за правду и справедливость.
Педя Овечкин, тракторист, хочет руководить.
Фёдор Коровкин, тракторист, в душе интеллигент.
Жук Директор (большие очки, портфель и костюм), начальник.
Жук Агроном (белая рубаха, белая кепка и папка), его зам.
Поп Вася, местный поп.
Публика (Человек в зале, Его собеседник), в основном местный пролетариат.
Автор, восьмидесятник.
Действие первое.
Телевизор
Вступление
Афиша. Видео и кено ежедневно
Лекция на компьютерно-электронной основе
«Фильмы как отражение (дальше не видно)
ПРОТОКОЛ
раскола в обществе»
Повестка дня:
1. Хранение информации ухудшилось
2. Меры предосторожности
3. Чо им надо?
4. Обед (чаепитие)
переписки
Клуб почётных Восьмидесятников представляет
ОДНОГО ДИСПУТА ()
Заседание первое:
Авторский стиль присутствует
Общий план. Полутёмный зал, на сцене трибуна и стол с графином, за столом Жук Директор, Жук Агроном и Педя Овечкин.
Автор. Протоколировать усадили Педю, всё-таки немец, хоть и обрусевший, порядок знает и грамотой владеет.
Зал кипит и гудит.
Педя Овечкин (про себя) Караша самакон! (начинает что-то карябать на бумаге).
Человек в зале. А он и говорит ты этому давай, а этому не давай!
Его собеседник. А кто не пьёт? Я бросал, родился Степашка, купил четверок «Урожая» (татарского) они в етом деле молодцы. Да! Я выпил! Счастья, здоровья, хорошего настроения, держитесь там!
Жук Директор. Тише, товарищи!
Жук Агроном. Давайте заслушаем э-э-э. Фёдора э-э-э Павловича э-э-э Коровкина. Итак, Фёдор, что вы думаете о прошедших киносеансах.
Фёдор Коровкин (немного смущаясь.) Вот посмотрел «Дом под звёздным небом» и, двоякое чувство одолело. Вроде бы трилогия… Соловьёв… «Асса»… «Чёрная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви». Уф-ф. (Вертит кепку в руках).
А с другой прогиб под запад и Америку, образное крушение Союза. И похороны Баширова (Компостерова) навеяли мысль о захоронении Ленина. Ведь он живее всех живых, как и герой Баширова. Недаром же в фильме есть сцена смены караула у Мавзолея. А так ракурсы, затемнения, кадры – всё красиво. Но фальшь какая-то проскальзывает, что ли... и такая предпосылка, на фоне улетающего шара, что Россия хороша, только много там г…а, и пули этих воздухоплавателей не берут – процесс пошёл, как говорится.
Жук Директор. Да вы батенька правдоискатель, тайные смыслы всюду ищете! (Недоволен).
Жук Агроном (пыхтит в ухо Жуку Директору, тот отмахивается и делает несколько глотков из горлышка графина с водой. Стакан перед заседанием спёр Педя).
Жук Директор. Ладно, давай!
Педя Овечкин (уныло смотрит на графин и продолжает карябать на бумаге).
Жук Агроном. Василий, скажи что-нибудь.
Василий Долтранов (с напором). Дык что с них взять – перемен оне требуют!!! До основанья, а затем!!!!
А через двадцать лет Соловьёв в интервью говорит: «Время было такое – мы все хором кричали – перемен, перемен. Цой вот опять же пел. А сейчас хожу и думаю – ну какие на хрен перемены??? Спроси меня тогда об этом, я бы и не смог сказать нипочём. Чего всем надо было, никто не знал, но все очень этого хотели!»
Не дословно, но вот именно эта мысль. А ведь его фильмы, в том числе были как флаги (стяги) для тогдашней молодёжи. Куда людей вели, к чему призывали – и сами не знают. «Образованность всё хочут показать».
Додик Огурцов. Процитирую! (Выкатывает из-за кулис стол с компьютером и начинает возиться с проводами. Компьютер изредка попискивает). Агха, нашёл!
В интервью Сергея СОЛОВЬЁВА 2011 года он высказал своё мнение о песне, изменившееся за время, прошедшее с момента выхода фильма:
К тому же жизнь показала, что с песней «Хочу перемен» очень подозрительная история. Потому что я сам махал руками в той десятитысячной толпе в парке Горького. И вот в этой толпе – я готов дать расписку кровью – ни один не знал, каких именно перемен он хочет, и ни один по-настоящему их не хотел. Получилось так, что я с первой «Ассой», верьте или нет, послужил таким козлом-провокатором. То есть непростое, конечно, дело – орать: «Перемен!», не зная, чего именно ты хочешь. Тем более что перемены в итоге произошли, но они – всецело достояние Кадышевой.
…Сергей Соловьев «Непростое дело – орать: «Перемен!», не зная, чего именно ты хочешь».
Василий Долтранов (горячо и громко). Напомню – под такие песни СССР и валили. Без идеологии нет физиологии, если люди не верят в то, что на лозунгах, неминуемо разложение общества.
Жук Директор. Ну, ну! Разошёлся! Додик, выключай шарманку! Найдёте в интернетах хреновину всякую! Потом орёте на каждом углу, свободу им подавай. (Хочет закурить, но не закуривает).
Жук Агроном. Кто ещё про кины хочет высказаться?
Додик Огурцов (выходя из-за кулис с каким-то кабелем в руке). Я. Прямо-таки захотелось взять и скачать «Рой». Отчего-то мало что отложилось, кроме момента, когда старый дед жалуется, что внуки его не целуют в зад, хотя он-то их целовал в младенчестве. Или это не оттуда? Времени прошло лет эдак 25.
Василий Долтранов. Оттуда, оттуда. Только по-моему в телевизоре он штаны снимал, или богоявленский телевизор «Рекорд» показывал так, что простые домотканные портки от жопы нельзя было отличить. Взрослые возмущались…
Жук Директор. Это, что такое, тут вам не гараж. Жопа! Портки!
Жук Агроном (успокаивающе). Вася после смены, погорячился он… Подшипник заклинило, масло не идёт.
Жук Директор (со знанием дела). Да-да.
Фёдор Коровкин. Вот посмотрел фильм «Рой», с премьеры которого, все плевались (дед, бабушка и мы, потому что автобус сожгли в конце, а ведь это пример конфликта, допустим в Нагорном Карабахе). То есть получается, Хотиненко предсказал (предвидел) крушение Союза? Это вот фильм-протест или режиссёрское видение?
Всё просрали, говорит герой Галкина, не можем, рабы мы (где-то в начале 2-го часа) и кадр коза на привязи и круг выжранной травы, а дальше не пускает верёвка! Все на привязи! Кадр на минуту, а насколько глубок! Хотя если везде искать протест, то какая-то получается, паранойя и происки госдепа. И в конце опять же герои летят на геликоптере в неизвестность – параллель с «Дом под звёздным небом»? Протест-предостережение-предвидение? Мол, появился клещ и всё пошло прахом! Внутренний клещ, незаметный, практически свой.
А фильм хорош, но не для повседневного просмотра, может даже единственного, хотя мы его смотрели дважды. Интересно, чувствовать изменение восприятия фильма и своих мыслей.
Педя Овечкин. А я про это кино я и впрямь слышу впервые.
Открывается дверь и входит местный поп Вася. Из-за двери слышится тяжёлый металл и рёв мотоциклов.
Поп Вася. Заседаете? Нужно молиться и креститься! Бог всё видит! Вон ребятушки мои в 90-е церковь ломать хотели, а сейчас ничего, образумились. А вы тут смыслы жизни ищете, знаки всякие! Эх, в старину хорошо было – умный стал и на фонарь тебя, али плетей с батогами! (Разворачивается и уходит).
Зал молчит. Вдруг в тишине раздается звук упавшего стакана. Публика оборачивается на шум и наблюдает, как стакан скатывается по ступенькам со сцены и катится вслед за попом Васей.
Занавес.
Читайте ещё на «БИЗА-БАТАЛОН»:
Серая молния
Моя ностальгия
А чо будет?
Полёт
Затор
|