Четверг, 28 Марта 2024, 21:28
Меню сайта
Статистика
Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Главная » 2015 » Февраль » 19 » Прощай, вокзал! Написали Иван МОРОЗОВ, Вадим ЧИНДЯСОВ. Фото Ивана МОРОЗОВА и Сергея ТРУЩИНА
09:41
Прощай, вокзал! Написали Иван МОРОЗОВ, Вадим ЧИНДЯСОВ. Фото Ивана МОРОЗОВА и Сергея ТРУЩИНА

Прощай, вокзал!

Вот это да! А где же «Путник»? От знаменитой забегаловки осталась только заснеженная площадка. Похоже, в этот раз пресса не обманула – автовокзал доживает последние деньки…

Несколько лет назад в одной из социальных сетей прочитал информацию, о возможном закрытии автовокзала «Нижегородский» и строительстве нового вокзала в Щербинках. Данное решение мотивировалось разгрузкой городских улиц от междугородных автобусов, которые создают помехи движению остального транспорта.

 

После дождя

Я тогда не удержался и накатал под этой новостью комментарий, что, мол, данное решение изначально неправильное, так как на рейсовом автобусе я без пересадок, могу доехать почти до центра города. А если автостанцию перенесут на городскую окраину, то придётся штурмовать маршрутки, а с багажом это делать не очень удобно. Вдобавок ко всему количество пассажиров, на конечной остановке возрастёт, а в связи с этим, должно увеличиться количество городских автобусов и маршруток, которые также будут занимать место на дороге! Через несколько минут получаю ответ – вы, уважаемый, не владеете ситуацией, городские улицы нужно разгрузить от лишних автобусов, а вокзал снести – уж очень он не вписывается в городскую архитектуру.

 

На стоянке

Что ж, может вы и правы, только вот больших автобусов на междугородных перевозках становится всё меньше и меньше. Перевозчики почему-то упорно не желают возить воздух, и поэтому на маршруты выходят автобусы небольшой вместительности. Потом шумиха в прессе затихла, появилась новая тема для обсуждения – строительство метромоста и подходов к нему. В это же время от вокзала отрезали часть территории, оставшуюся площадь обнесли по периметру забором, а на въезде поставили будки со шлагбаумами. Вроде бы ничто не предвещало радикальных перемен.

 

Обнесли забором

28 декабря 2014 года. Как потом оказалось, в этот день последний раз побывал на действующем автовокзале. На следующее утро я до вокзала так и не добрался – едва успел запрыгнуть в свой автобус, который уже стоял на светофоре. А всё потому что, не захотел ехать с пересадкой. Уж очень не хотелось покидать тёплую маршрутку, которая, не торопясь ехала по утреннему городу.

1 февраля 2015 года автовокзал «Нижегородский» прекратил свою работу. На его месте будет построено здание областного суда. Вот и всё, в жизни перевёрнута очередная страница, а вокзал навсегда останется в памяти и фотографиях. На перевёрнутой странице осталась и вокзальная жизнь, за которой приходилось невольно наблюдать в ожидании автобуса.

 

Газель

Предлагаю совершить небольшую экскурсию по вокзалу.

Начнём, пожалуй, с билетной кассы. Правда, до неё ещё нужно добраться. «Выкса, Кулебаки, Навашино! Арзамас, Арзамас! Шатки, Лукоянов! Лысково, Воротынец! Куда поехать? По цене автобуса, едем прямо сейчас!» – перебивая друг друга на крыльце толпятся «извозчики». О том, что «поехать прямо сейчас» можно через полчаса, а «цена автобуса» будет слегка завышенной, никто не говорит.

«Уважаемые пассажиры, в кассах автовокзала имеются билеты на все направления! Не пользуйтесь случайным транспортом!» – перекрикивает «бомбил» громкоговоритель. Впрочем, сейчас можно поехать и с ними – за годы «бомбления» «извозчики» приподнялись и теперь возят пассажиров на микроавтобусах. А вот раньше поездка на полностью загруженной «классике» была обычным делом. Пассажиру в середине оставалось только посочувствовать…

Оказавшись у окошечка кассы радоваться рано. Одно время практиковалась такая вот штука.

– На 13.20 билетов нет.

– А на следующий?

– На следующий тоже. Билеты есть только на 17.00.

Здесь два варианта развития событий. Либо терпеливо ждёшь до 17.00, либо подходишь к водителю и излагаешь ему сказанное в кассе. Шеф с пониманием выслушивает тебя и просит пойти на угол. Там, как правило, уже стоят два-три человечка, также как ты оказавшиеся без билета.

 

На углу

Отправление автобуса вещь занятная. Без перронного контролёра, который приносит путёвку и проверяет билеты, автобус не уедет. Отношения у водителей с контролёрами разные. Обычно, все терпеливо сидят и ждут, когда же придёт контролёр. А он может прийти на десять минут попозже отправления автобуса и устроить тотальную проверку билетов и документов, подтверждающих льготы на проезд. Другие водители встречают контролёра с распростёртыми объятиями около своего автобуса. В салон контролёр не проходит, а сразу, на входе, отдаёт документы водителю. Затем звучит вопрос: «Все с билетами?» «Да-а-а!» – нестройно отвечают пассажиры – «Тогда всем счастливого пути!» Но бывает, что Водитель ни к кому, не обращаясь негромко произносит: «Что-то нет никого, пойду сам схожу» и через некоторое время возвращается с ведомостями в руках.

В томительный момент ожидания отправки в салон заглядывают личности, с целью сравнительно честного отъёма денежных средств у добропорядочных пассажиров. Первым заходит Газетчик: «А-а-анекдоты, «Криминал», «СПИД-инфо» кто желает? Никто не желает? Ну ладно, счастливого пути». Газетчик уходит.

– Дай десять копеек, а? Десять копеек не деньги, дай а? – весёленький мужичок заходит в автобус. Одет он очень изысканно. Высокие красные женские сапоги изящно сочетаются с огромным серым пиджаком. Завершают картину лёгкая небритость и модная шляпа, которая в почете у молодых певцов. В руках у него прозрачный пакетик с бананами и печеньем. Иногда на вокзале появляется его антипод угрюмый мужик, от которого исходят волны безысходности и тоски. Молча подходит, молча протягивает руку и молча стоит и ждёт. Не дождавшись денег, медленно бредёт к другим людям.

«Люди добрые помогите! Нужны деньги на операцию! Кто хочет, может посмотреть мои документы» – из автобуса в автобус ходит женщина. Кто-то подаёт, большинство же старается не смотреть в её сторону.

Ещё на вокзале промышляли «напёрсточники». Меня всегда удивляла их способность внезапно возникать и растворяться в толпе. Всегда хотел увидеть, куда они уходят, даже старался наблюдать за ними, но безуспешно. Ну и конечно, вездесущая цыганская диаспора, куда без них. Их территория была ближе к Окскому съезду около пешеходного мостика. С территориальным делением автовокзала был порядок – сам видел, как один из постоянно находящихся в тени контролёров прогонял бродягу, решившего разжиться пустой пивной бутылкой.

Ну что ж пора в путь! Билеты проверены, автобус делает круг по вокзалу и бежит по своему маршруту.

 

Автобусы

 

Вадим ЧИНДЯСОВ

А для меня автовокзал на площади Лядова всегда был символом, рубежом или, если хотите, перевалом. Отлично помню свое состояние, когда мы приезжали из Чебоксар, выгружались на асфальт и шли покупать в кассу билет в Богоявление.

Это был заключительный отрезок пути к бабушке. Тело затекло, ноги не слушаются, в руках огромные дорожные сумки…

И только когда мы выходили с билетом на платформу номер 14 (или 15?), приходило, наконец, второе дыхание. Ещё полтора часа, и мы будем на месте, у бабушки и деда. Повезёт нас непременно жёлтый «Икарус». А в Богоявлении сейчас обязательно кто-то гостит из родных. И всё будет замечательно.

 

Выход на платформы

А когда в конце каникул я возвращался домой, то именно на вокзале и приходило осознание, что уже всё, можно начинать грустить и считать дни до следующих каникул. Светлая грусть отъезда усиливалась, когда красный мягкий «Икарус» сдавал задом с платформы и делал прощальный разворот по площади. Этот порядок был незыблем и нарушился лишь однажды, в первой половине 90х, когда в кассе не нашлось билетов, чтобы уехать в Чебоксары. И ещё один день у бабушки в Богоявлении был приятным довеском к каникулам.

Забавным делом был тот самый момент, из-за чего вокзал и убрали. Въезжая в Нижний Новгород, мы любовались парком Швейцария, старинными домами, необычными оградами, гостиницей «Ока». А когда ехали дальше в Богоявление, то вся картина разворачивалась в обратном направлении, и в малом возрасте это меня очень удивляло и даже слегка тревожило. «Мы что, обратно в Чебоксары?» – спрашивал я взрослых.

 

Вид с начала метромоста

Кафе «Путник», как мне помнится, в последние десятилетия балансировало между рюмочной и магазином, но это только мои воспоминания, может быть, всё изменилось. А бутерброды с котлетой и пирожки там были вкусными лет двадцать назад.

Да, наверное, вокзал был расположен не самым лучшим образом с точки зрения транспортных путей и нагрузки на проспект Гагарина. Только вот теперь вся масса людей, которые желают попасть на вокзал, должна теперь будет переместиться в Щербинки тем же общественным транспортом, причём для многих путь на вокзал увеличится. Остаётся только почесать голову и сказать: «Ну, наверное, вы всё верно просчитали, и теперь автобусы с вокзала из Щербинок не потянутся через город по своим областным маршрутам…».

 

Читайте ещё на «БИЗА-БАТАЛОН»:

Экспедиция в Осень

Музей паровозов

Отражение

«Ну, желаю, чтобы все!»

0514

Просмотров: 940 | Добавил: Восьмидесятник | Теги: закрытие автовокзала, Автовокзал Нижегородский пл. Лядова, Автовокзал пл Лядова фото, кафе Путник, платформа 15 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 5
avatar
1
Интересно знать, лучше стала ситуация в городе после переноса автовокзала?
avatar
1
3
Думаю, нет, ведь междугородных автобусов класса ЛАЗа или "Икаруса", практически не осталось. Основной поток - это "пазики", "Газели" и иномарки вроде "крафтеров" или "ивеко". А теперь без пересадок до центра города не добраться. Самое главное, что от автовокзала на пл. Лядова можно было прогуляться до пл. Минина (центра города) или до других учреждений. И на мой взгляд решение о переносе автостанции НЕПРАВИЛЬНОЕ!
avatar
4
Нам возразят большие градостроительные умы, что большое видится на расстоянии и пройдет лет пятнадцать-двадцать и никто не вспомнит о таком недоразумении как автовокзал в центре города. Что суд лучше. А я вот представляю жителя Московского или даже Сормовского района, которому занадобилось в Арзамас, например. Полагаю, он устанет от одной мысли о подобном маршруте.

На что наиболее прогрессивные жители города ответят, что транспорт свой личный нужно иметь и ни от чего не зависеть; что скоро вообще беспилотники будут людей возить; и вообще, автомобили летать будут. Не надо ретроградства.

Подождём. А пока выглядит, как будто сердце, перекачивающее кровь, вынули из своего логически оправданного места и перенесли в ногу. Ну, хорошо, не всё сердце, но его значительную часть. Нога стала полнокровнее, но общее состояние организма особо не улучшилось.
avatar
0
5
И ещё - частные перевозчики и бомбилы начинают свои маршруты в середине Нижнего (ТЦ "Фантастика" к примеру). Значит это что-то значит?
avatar